Можно ли позы йоги защитить авторским правом?

Как защищать авторские права на последовательность движений, таких как позы йоги или танцевальные ступени?

Это вопрос, который в течение некоторого времени привлекал внимание международных судов, ученых и отделов авторского права. В конце 2015 года он привлек внимание средств массовой информации, когда гуру-йога Бикрам Чоудхури попытался защитить авторские права в позах йоги в Соединенных Штатах, но потерпел неудачу перед Апелляционным судом девятого округа .

Суд разделил рассмотрение вопроса о том, является ли последовательность поз для йоги объектом авторского права на три части:

  • допустимо ли способу лечения быть объектом авторского права;
  • можно ли считать последовательность поз сборником данных;
  • является ли последовательность поз хореографическим произведением.

Идея и лечебный эффект как причина для отказа

Позы для йоги – это набор физических упражнений, призванный улучшить самочувствие, излечить или избавить от симптомов многих хронических заболеваний. Это указывает на исключительную функциональность, что является самостоятельным основанием для отказа – именно по этой причине не охраняются творения моды. Авторское право охраняет произведения, которые имеют эстетическое, а не утилитарное применение, а Чоудури не смог убедить суд, что позы для йоги настолько прекрасны, что заслуживают охраны. Авторское право не охраняет идею, что человеческое тело может принять одну за другой некие позы, потому лечебная методика в виде последовательности поз Чоудури не подлежит авторско-правовой охране.

Сборник поз как произведение

Сборник, в понимании Закона об авторском праве США, это произведение, состоящее из существующих материалов или данных, которые отобраны, сгруппированы или организованы таким образом, что результат является оригинальным произведением.

Однако, суд пришел к выводу, что существует множество последовательностей поз, которые могут привести к одинаковому результату – и это не делает их объектами авторского права.

Йога как танец

Всем известно, что танцы охраняются авторским правом, потому неудивительно, что Чоудури воспользовался этим аргументом. В поисках содержания понятия «хореография» стороны использовали такие определения: «связанная между собой серия танцевальных движений и поз, объединенная единым замыслом»; «композиция подвижных и неподвижных движений тела, объединенных ритмом»; «серия поз и движений тела, объединенных ритмом и обычно исполняемых под музыку». Суд указал, что хореографическое произведение должно выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам авторского права и последовательность поз для йоги, не соответствует критерию «выражение идеи в оригинальной форме», поскольку является идеей, процессом или системой направленной на лечебный эффект.

Призвав на помощь логику и здравый смысл, суд указал, что формулировка «композиция подвижных и неподвижных движений тела» охватывает базовые ежедневные движения большинства людей на Земле. Они не охраняются авторским правом только потому, что формально совпадают с определением танцев – согласованные движения человека не сопоставимы с хореографией (как движения при чистке зубов несравнимы с балетом).

Несмотря на различные международные договоры об авторском праве, вопрос о том, что защищен законом об авторском праве, по существу, остается вопросом национального права.

Танец охраняется авторским правом

2 февраля 2007 года Высший областной суд Кельна (Германия), постановил, что акробатическое танцевальное представление в принципе можно рассматривать как «произведение танцевального искусства» при условии защиты авторских прав (под немецким Законом об авторском праве). Однако требуемый порог оригинальности может быть достигнут только в том случае, если производительность выходит за рамки последовательности физических движений и передает конкретное художественное сообщение. Не ясно ли это постановление для йоги и упражнений по аналогии, но простые подпрограммы вряд ли будут составлять «личные интеллектуальные творения» в значении Закона об авторском праве Германии.

Последовательное и выразительное целое, как хореографическое авторство

В другом примере Бюро по защите авторских прав Соединенных Штатов в заявлении о политике от 18 июня 2012 года приняло позицию о том, что «выбор, координация или организация функциональных физических движений, таких как спортивные движения, упражнения и другие обычные двигательные действия «Не представляли собой тип авторства, предназначенного для защиты в качестве хореографических произведений в соответствии с Законом США об авторском праве. Однако «состав и расположение соответствующей серии танцевальных движений и узоров, организованных в единое, последовательное и выразительное целое», могут подняться до уровня оригинального хореографического авторства.

Другие способы защиты интеллектуальной собственности

Даже если простая процедура йоги или упражнений вряд ли будет соответствовать минимальному порогу оригинальности в большинстве юрисдикций, фильм или описание такой процедуры могут претендовать на защиту авторских прав, а также на сборку фотографий отдельных движений подпрограммы. Кроме того, бренды упражнений могут использовать ценность своих товарных знаков и получать прибыль от обучения своих подпрограмм другим (через программы «обучить тренера») или лицензирования своего бренда в фитнес-центрах, чтобы люди, знакомые с конкретной программой, знали, чего ожидать из тренировочных сессий центров.

Материалы взяты с сайта http://www.wipo.int

Размещено в Статьи.