В нашей практике всё чаще встречаются случаи, когда по поданной заявке на регистрацию товарного знака, в ходе проведения экспертизы в Роспатент, поступают обращения третьих лиц с просьбой отказать в регистрации того или иного обозначения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1483 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения), права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 1493 Гражданского Кодекса РФ после публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака любое лицо вправе представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям статей 1477 и 1483 Гражданского Кодекса РФ.
Попробуем разобраться, что такое фирменное наименование и коммерческое обозначение и в чем их отличия.
По данным Патентного Ведомства и согласно российскому законодательству, фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица, являющегося коммерческой организацией.
Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (пункт 2 статьи 1475 Гражданского Кодекса РФ).
Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что фирменное наименование юридического лица, зарегистрированного в другом государстве – участнике Парижской конвенции, согласно статье 8 Парижской конвенции также подлежит правовой охране на территории Российской Федерации наряду с фирменными наименованиями юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации.
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 1538 Гражданского Кодекса РФ).
Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (пункт 2 статьи 1540 Гражданского Кодекса РФ).
По смыслу статьи 1538 Гражданского Кодекса РФ в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения.
Исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 Кодекса принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. В связи с этим право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (например, магазина, ресторана и так далее).
Таким образом, обращения и доводы в Роспатент с просьбой отказать в регистрации могут поступить от любого лица после публикации сведений о заявке на товарный знак. Более того, данные доводы учитываются при проведении экспертизы заявленного обозначения.
Патентные поверенные ГОСТПАТЕНТ готовы провести мониторинг товарных знаков, чтобы своевременно отследить все заявки, с аналогичными брендами и предотвратить появление компании-двойника, путем подачи возражения против регистрации заявки конкурентов. Сервис мониторинга поможет Вам и в том случае, если у Вас уже есть подозрения, что конкуренты начали процесс регистрации товарного знака.
Мы гарантируем профессиональный подход к каждой заявке клиента, конфиденциальность данных, выполнение принятых обязательств в регламентированные сроки.