Каковы основные причины для отказа в регистрации товарного знака?

Каковы основные причины для отказа в регистрации товарного знака?

При выборе товарного знака полезно знать, какие обозначениям обычно не регистрируются в качестве товарного знака.

Заявки на товарные знаки, как правило, отклоняются в силу, так называемых, «абсолютных оснований» для отказа в регистрации, в следующих случаях:

  • Терминов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида . Например, если ваша компания желает зарегистрировать товарный знак «СТУЛ» для продажи стульев, в регистрации такого товарного знака будет отказано, поскольку «стул» является именно таким термином в отношении такого вида товара.
  • Описательные термины. Это слова, которые обычно используются в торговле для описания определенного товара. Например, обозначение «СЛАДКИЙ», вероятнее всего, не будет зарегистрировано в качестве товарного знака для продажи шоколада, поскольку оно имеет описательный характер. Действительно, было бы несправедливым предоставлять какому-либо одному изготовителю шоколада исключительное право на использование слова «сладкий» для сбыта своей продукции. Аналогичным образом, такие описательные или хвалебные термины, как «БЫСТРЫЙ», «ЛУЧШИЙ», «КЛАССИЧЕСКИЙ» или «ИННОВАЦИОННЫЙ», вероятнее всего, также будут отклонены, если они не являются одним из элементов знака, обладающего различительной способностью. В таких случаях может возникнуть необходимость внесения в заявку указания о том, что такой элемент знака исключается из правовой охраны и на него не распространяется исключительное право.
  • Вводящие в заблуждение товарные знаки. Это такие товарные знаки, которые являются ложными или могут ввести в заблуждение потребителей в отношении характера, качества или географического указания места происхождения товаров. Например, заявка на товарный знак, содержащей слово КОРОВА или ее изображение для продажи маргарина, вероятнее всего, будет отклонена, поскольку такой знак будет рассматриваться как вводящий в заблуждение потребителей, которые вероятно ассоциируют такой знак с молочными продуктами (в данном случае, с маслом).
  • Знаки, противоречащие общественным интересам или принципам морали. Слова или изображения, которые рассматриваются как противоречащие общепринятым принципам гуманности, морали и религии, как правило, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
  • Флаги, гербы, символы и эмблемы государств и международных межправительственных организаций, сообщения о которых были направлены Международному бюро ВОИС, как правило, не подлежат регистрации.

При столкновении поданного на регистрацию знака с уже существующими правами на товарные знаки других лиц, заявки отклоняются в силу «относительных оснований» для отказа в регистрации. Наличие двух тождественных (или сходных) товарных знаков, зарегистрированных в отношении одних и тех же видов товаров, может ввести в заблуждение потребителей. Некоторые ведомства по товарным знакам в обязательном порядке проводят экспертизу на предмет наличия такого столкновения с уже существующими знаками, включая и незарегистрированные общеизвестные знаки, в то время как многие другие ведомства делают это только, если регистрация товарного знака оспаривается третьей стороной после ее публикации. В любом случае, если товарный знак считается тождественным или сходным до степени смешения с уже существующим товарным знаком в отношении идентичных или однородных товаров, заявка отклоняется или регистрация знака аннулируется.

Таким образом, разумнее всего избегать использования товарных знаков, являющихся сходными до степени смешения с уже существующими знаками других лиц.

О чем следует помнить при выборе или создании товарного знака?

Выбор или создание товарного знака является важным шагом, поскольку это является важнейшим элементом маркетинговой стратегии предприятия. Какой же товарный знак подходит для вашей продукции? Вполне очевидно, что точно определенных и сформулированных правил для этого не существует. Тем не менее, приведенный ниже перечень действий, состоящий из пяти пунктов, может оказаться полезным.

Действия, рекомендуемые при выборе товарного знака:

  • Убедитесь, что выбранный товарный знак соответствует всем правовым требованиям для его регистрации.
  • Проведите предварительный поиск в отношении товарных знаков, чтобы убедиться в том, что он не является тождественным или сходным до степени смешения с уже существующими товарными знаками.
  • Убедитесь, что товарный знак легко читается, пишется, произносится и запоминается, а также в том, что он может быть использован во всех средствах рекламы.
  • Убедитесь, что знак не имеет какого-либо другого нежелательного значения на национальном языке или одном из иностранных языков стран возможного экспорта.
  • Убедитесь, что соответствующее название домена Интернет свободно для регистрации.

При выборе одного или нескольких слов в качестве товарного знака вы также должны принимать во внимание возможные последствия выбора следующих типов слов:

  1. Фантазийные или «необычные» слова. Существуют придуманные, фантазийные слова, которые не имеют какого-либо определенного смысла или значения. Преимуществом таких слов является то, что они более легко получают охрану, поскольку они скорее всего будут рассматриваться как обладающие различительной способностью. Однако их недостатком является определенная трудность в запоминании потребителями, что требует больших затрат на рекламу продукции.
  2. Условные знаки: это слова, имеющие значение, но оно не имеет отношения к продукции, которую они рекламируют. Хотя такие виды знаков также легко получают охрану, они могут нуждаться в широкой рекламе для создания у потребителей ассоциативной связи между таким знаком и продукцией.
  3. Ассоциативные (внушающие) знаки. Эти знаки наводят на мысль об одном или нескольких характеристиках товаров. Привлекательность таких знаков состоит в том, что они представляют собой некую форму рекламы продукции. Однако существует и некоторый риск того, что некоторые страны могут рассматривать ассоциативный знак как чрезмерно описательный для определенных товаров.

Независимо от выбранного вида знака, важно избегать в нем имитации уже существующих товарных знаков. Несколько видоизмененный товарный знак конкурента, общеизвестный или известный знак, например, с сознательно внесенными в него орфографическими ошибками, вряд ли будет зарегистрирован.

По материалам http://www.wipo.int

Размещено в Статьи.